Американские Размышления - сайт Стивена Лаперуза

Духовная эйфория вокруг вулкана Шаста

Часть первая

Суета вокруг вулкана

Гора Шаста – вид из космоса
Гора Шаста – вид из космоса

Астронавты часто говорят, что их отношение к земной жизни изменилось после того, как они взглянули на Землю из космоса. Когда в ясный летний день летишь рейсом Аэрофлота из Москвы в Сан-Франциско вдоль тихоокеанского побережья над штатами Вашингтон, Орегон и Калифорния, очень хорошо видны потухшие калифорнийские вулканы, особенно гора Шаста. Пролетая над ней, я размышлял о людях, живущих у ее подножия, и о том, какие же у них разные представления об этом великолепном потухшем вулкане (последние несколько веков в западной культуре принято считать горные пейзажи «великолепными», хотя в более ранние эпохи на горы взирали со страхом, видя в них угрозу, безобразие и хаос падшего природного мира).

Если россияне еще не слышали о духовных свойствах горы Шаста, то тем лучше для россиян. Вероятно, слава об этой таинственной горе скоро распространится в постсоветской России, и новоиспеченные фанаты будут мечтать о паломничестве на это «место силы». Но для начала обратимся к сухим научным фактам. Вот что говорит о горе Шаста Британская энциклопедия:

Гора высотой 14,162 футов (4,317 м) в хребте Каскадных гор, расположенная в районе Национального леса Шаста-Тринити в северной Калифорнии, в 77 милях (124 км) к северу от города Реддинг. Этот величественный потухший вулкан с двумя вершинами возвышается над окрестными долинами и виден за сотни миль. Имеет трещины, из которых выходят вулканические газы; покрытые ледниками склоны привлекают лыжников и альпинистов. Первым белым человеком, увидевшим гору, был Питер Скин Огден, назвавший ее в 1827 году по имени местного индейского племени шаста. В 1854 году Э. Д. Пирс впервые взошел на вершину горы.

Когда Джон Саттер 24 января 1848 года открыл месторождение золота в калифорнийских горах Сьерра-Невада, началась «Золотая лихорадка» и в Калифорнию устремились тысячи людей со всего мира. В 1930 году на склоне горы Шаста человек по имени Гай Баллард сделал открытие иного рода, которое затем повлияло на историю всей Калифорнии. Будучи поклонником теософии и оккультизма, Баллард провозгласил, что встретил там некое сияющее существо, назвавшееся таинственным графом Сен-Жерменом, и после этого в сознании многих американцев гора стала чем-то гораздо более важным, чем просто величественный потухший вулкан. Теперь она считается средоточием духовных сил и центром Великого белого братства, которому явно наскучила его традиционная обитель в Гималаях и теперь больше нравится проводить отпуск в Северной Калифорнии.

С виду гора действительно производит сильное впечатление. Она видна за сотни миль в ясные дни, которые, прочем, выдаются все реже и реже в этом самом густонаселенном американском штате, где воздух загрязнен автомобильными выхлопами и промышленными предприятиями. Для американских индейцев, испанских миссионеров, русских и американских путешественников, торговцев и обосновавшихся здесь фермеров гора наверняка служила важным ориентиром. Но как бы величественно ни сияла в былые времена ее заснеженная вершина на фоне голубого калифорнийского неба, в последние десятилетия всю эту природную красоту все больше заслоняют всевозможные оккультные мифы и фантазии американских поборников духовности. Сегодня можно часто встретить людей, не имеющих представления о геологическом строении горы, но придающих ей совершенно особое мистическое значение. Теперь гора Шаста – это

– «духовная вершина» (или «место силы»), где сосредоточены некие духовные, физические или сверхъестественные энергии;

– священное место для калифорнийских индейцев;

– остаток легендарного затонувшего континента Пацифида (или Атлантида – не все ли равно!), в чьих недрах спрятаны драгоценные сокровища и свитки утраченной древней мудрости. Их охраняют великие и могучие белые волшебники, с которыми могут установить связь только достаточно продвинутые и высокодуховные личности.

Гора Шаста на рассвете
Гора Шаста на рассвете

– сигнальный маяк, посадочная площадка и ангар для космических кораблей инопланетян, прилетающих из других галактик. Планеты Солнечной системы расположены слишком близко и после недавних научных открытий уже не кажутся правдоподобным местом жительства для этих воображаемых существ, которые принадлежат к более развитой, высокодуховной, мирной цивилизации и наблюдают за человечеством со стороны. Им ничего не стоит спрятать свои гигантские корабли за теми величественными грядами облаков, что так часто скапливаются над вершиной горы. Когда в причудливом облачном скоплении над горой Шаста видят лишь маскировочную завесу для парящего в небе инопланетного корабля, такой взгляд означает новый этап в истории человеческих взаимоотношений с природой – по сравнению с древним восприятием природы как падшей и опасной или со столь распространенным в Америке романтическим взглядом, при котором облака или другие природные явления обожествляются (например, такое восторженное отношение к природе было характерно для натуралиста Джона Мьюра, который исследовал Калифорнию и в 1892 году основал природоохранную организацию Сьерра Клуб).

– благоприятное место, где истинно духовный человек может встретить ангелов, открыть тайное знание, получить откровение, пережить просветление, зарядить свои кристаллы, очистить свою ауру и т. п.

– центр вышеупомянутого Великого белого братства;

– место для охоты, альпинизма, горнолыжного спорта и фотографирования красивых пейзажей – но это для простых, не столь духовно продвинутых обывателей из окрестных городков и поселков.

Многие последователи Нью Эйдж и духовные учителя, совершающие сюда паломничество в конце XX века, были бы глубоко возмущены и оскорблены, услышав, что гора Шаста – всего лишь заснеженный потухший вулкан, над которым иногда собираются облака. Паломники не любят, когда духовную мифологию горы подвергают сомнению, ведь все их верования и недавно возникшие мифы основаны скорее на пустых мечтаниях, чем на знаниях и опыте.

Вечерняя встреча в прямом эфире с Господом Иисусом

Безусловно, великая гора Шаста стоит того, чтобы ее увидеть и посетить. Ведь даже если вы не ощутите там «положительных флюидов», не разглядите в облаках космический корабль пришельцев и не встретите великих белых братьев, в окрестностях горы всегда можно найти множество других духовных занятий. Например, в небольшом городке Маунт-Шаста с населением около 5000 человек, который в духовном сообществе зовется Городом Света, можно получить через космического контактера последние еженедельные новости от Господа Иисуса, Девы Марии, Сен-Жермена и других Вознесенных Владык из любых эпох и со всех концов света. Как сообщает будничное объявление в местном магазинчике экологически чистых продуктов, в четверг в 6 часов вечера можно прийти на дом к одному местному контактеру и через него получить наставления от Вознесенного Владыки Иисуса.

Сеанс контакта с одним из Вознесенных Владык, выходящим на связь почему-то именно в этот вечер, обычно осуществляется через местного духовного «контактера» бесплатно, хотя для улучшения своей кармы считается весьма полезным оставить небольшую сумму денег в корзинке для пожертвований, стоящей рядом с горящей свечкой на столе при входе. Раньше для визита в такое неудобное время пришлось бы пропустить шестичасовой выпуск земных теленовостей, но сегодня, когда существуют круглосуточные спутниковые телеканалы, каждый владелец спутниковой тарелки может получать духовные новости в любое удобное время. Термин «контактерство» (“channeling”), происходящий от слова “canal” и означающий посредничество, передачу или содействие, впервые был использован в этом значении епископом Латимером в 1537 году, но можно сказать наверняка, что 99,9 процентов контактеров в Маунт-Шаста и в остальной Америке не имеют об этом никакого понятия.

У подножия горы расположены горячие источники, где можно принять минеральную ванну, получить сеанс массажа и заняться медитацией. Здесь же имеются многочисленные кафе и магазины духовной литературы, где постоянно проходят межрелигиозные конференции и другие публичные мероприятия, встречи с заезжими гуру и проповедниками со всего мира. Когда автор был там в последний раз, главной новостью считался приезд очередного тибетского учителя, ведь там принимают на веру что угодно, лишь бы это было что-нибудь «духовное».

Конечно, по сравнению с религиозными войнами и гонениями прошлых веков такое состояние общества может показаться прекрасным: полная духовная демократия, космологический либерализм. Но если задуматься о глубоких социальных связях и серьезном человеческом общении, нельзя не поразиться, как же мало людей беспокоит невероятная духовная пестрота. Некоторые верования настолько общие и туманные, что прекрасно уживаются с другими, но многие полностью противоречат друг другу. Трудно найти глубоко и разносторонне образованных людей, готовых разделить подобные верования. Как-то в Калифорнии мне попался на глаза список литературы Нью Эйдж, содержавший около 100 наименований важнейших и основополагающих для этого движения книг. Только три книги из этого списка были изданы до 1960 года, и лишь одна появилась в XIX веке. Можно подумать, что человеческая история началась в шестидесятых годах с движения хиппи! Этот список рекомендованных к прочтению книг свидетельствует о том, что в основе движения Нью Эйдж лежит антиисторический взгляд и культурном невежество. Духовной мудростью здесь считаются сочинения третьесортных американских гуру, а не творения таких великих мыслителей, как Платон, Ориген, Святой Августин, Фома Аквинский, Данте, Ян Гус, Гёте, Эмерсон, Достоевский, Соловьев и др. Книги из этого списка замечательны лишь тем, что в них полностью отсутствует глубинная связь со всей интеллектуальной и духовной историей Запада. Разумеется, при таком наивном невежестве гораздо легче провозглашать приход нового века. Кстати, автору удалось проследить историю выражения «новый век» (лат. novae aetatis) как минимум с XII века европейской истории, но такая мелочь не беспокоит последователей Нью Эйдж ни в Калифорнии, ни где бы то ни было.

Часть вторая

Телевизионный ангел

В конце 1980-х годов в тихом переулке городка Маунт-Шаста произошло весьма характерное событие, своего рода духовное благовещение. Это случилось рядом с домом одного моего знакомого, который переехал сюда, чтобы наслаждаться свежим воздухом и «духовными флюидами». В соседнем доме сломался телевизор, и на экране появилась странная светящаяся картинка, напоминавшая по форме ангела, каким его обычно представляют в наши дни. Чудо? Как бы то ни было, очень скоро соседи пришли посмотреть на это уникальное явление, и весть о нем стала распространяться. Через пару дней маленькая гостиная с чудесно барахлившим телевизором стала местом паломничества. Поначалу большинство паломников составляли местные поборники духовности, готовые поверить в любое сверхъестественное явление у подножия священной горы. Однако новость распространялась все шире, попала в местные газеты (которые обожают подобные истории) и даже в выпуски новостей калифорнийского телевидения. Появились убедительные объяснения, почему для появления ангела на экране телевизор обязательно должен быть подключен к электрической розетке. Веру в чудо не могло поколебать даже опубликованное в местной газете интервью с телемастером, который подробно разъяснил, какая техническая неполадка была в телевизоре. Даже мой высокодуховный знакомый был удивлен, когда все близлежащие улицы были запружены машинами, на которых местные жители приезжали издалека, чтобы взглянуть на телевизионного ангела, а может быть и получить от него благословение или «флюиды». Имейте в виду, что эта горная область населена не только безграмотной деревенщиной, многие местные духовидцы имеют университетское образование! Когда из Лос-Анджелеса (до которого 10-12 часов езды) начали прибывать целые автобусы паломников, желавших увидеть ангельское видение, местный телемастер выставил в витрине своей мастерской объявление, что он может воспроизвести ангела на экране вашего телевизора всего за $39.95!

Вся эта шумиха продолжалась не более недели. Кто-то по-прежнему верил, что их скромный городок посетил ангел, кто-то отнесся к этому более скептически, но даже в таком духовно наивном окружении ажиотаж быстро сошел на нет. Соседи, которым не давали покоя паломники, были раздражены; ковер перед телевизором в гостиной был затоптан и испачкан – да ну его к черту, этого ангела! Так еще один характерный эпизод калифорнийской духовной жизни отошел в прошлое. Разумеется, большинство из 30-миллионного населения штата не были таким же легковерными, как те лос-анджелесские паломники; многие отнеслись к этому телевизионному благовещению равнодушно или насмешливо. Но сам факт такого события весьма красноречиво характеризует культурную, интеллектуальную и духовную ситуацию в Калифорнии.

Духовная эйфория материализма

Калифорнийские поборники духовности не желают больше воспринимать гору Шаста лишь как живописное место для туризма, альпинизма и горнолыжного спорта. Хотя Шаста и является спящим вулканом, вокруг него кипят нешуточные мистические страсти – таинственная мифология горы широко распространилась не только среди американских поклонников Нью Эйдж, но и среди их единомышленников по всему миру. Многие из них говорят о горе с благоговейным трепетом задолго до того, как лично посетят ее, и заранее убеждены в ее духовных свойствах. Подобное явление можно было наблюдать в Седоне, штат Аризона, когда в конце 1980-х годов это ничем не примечательное место вдруг превратилось в центр паломничества для легковерных последователей Нью Эйдж. В такие святые места ехать гораздо комфортабельнее, чем в далекую Индию, Тибет, Египет или Перу.

И калифорнийская гора Шаста, и аризонская Седона обрели свой мифологический статус совсем недавно, что свидетельствует о глубоко антиисторической сущности движения Нью Эйдж. Здесь проявляется насущная потребность многих американцев в духовности – чтобы духовное было воплощено в конкретном объекте материального мира. Древнее разделение мира на минералы, растения, животных и людей, а также различия между физическим телом, промежуточной душой и нематериальным духом теперь смешиваются и искажаются. Если природное явление само по себе недостаточно одухотворенное или обоготворенное, то по крайней мере физическое место его расположения должно служить средоточием нематериальных, духовных сил. По сути, природная реальность представляется вторичной по сравнению с духовными верованиями. В ближайшем выпуске «Американских размышлений» мы рассмотрим это свойственное американцам смешение понятий на примере Гавайских островов, которые многим представляются земным раем.

Когда часто бываешь в городке Маунт-Шаста, посещаешь там книжные магазины, заваленные очередными посланиями «Вознесенных Владык», антиисторической оккультной литературой и всевозможной атрибутикой Нью Эйдж, то невозможно не заметить склонность к своеобразной эйфории среди местных поборников духовности. Здесь повсюду видишь типично калифорнийскую «духовную» улыбку, выражение безмятежного счастья в глазах людей, незнакомых с проклятыми вопросами Достоевского, а в повседневных разговорах постоянно слышны бесчисленные вариации восторженного психотрёпа. Более вдумчивые и скептически настроенные люди говорят про таких наивных верующих, что те страдают повышенной духовностью головного мозга. Эти верующие считают городок Маунт-Шаста местом самой высокой духовности в Калифорнии и во всей Северной Америке; по сравнению с ним другие святые места могут показаться вульгарными туристическими базами.

Уже больше века американские и иностранные мыслители критикуют Америку за склонность к материализму. При всем своем духовном авангардизме Калифорния не слишком отличается от других штатов, и в ее культурной жизни проявляется острая потребность американцев в каком-то материальном присутствии нематериальной духовности и тайны, по контрасту с обыденной мирской жизнью, с тем комфортом и процветанием, который утвердился в Америке после Второй мировой войны. При этом члены всевозможных духовных сообществ весьма склонны принимать на веру любую ерунду, если она преподносится под видом духовности. Конечно, не все американцы столь наивны, но такова характерная тенденция всей культурной жизни Калифорнии. Один бывший верующий в разговоре со мной назвал такую склонность духовным инфантилизмом.

Если в современных университетах правит бал наука с ее скептицизмом, критическим подходом и унылым материалистическим мировоззрением, то калифорнийские поборники духовности подчас проявляют поразительную наивность. Однажды автор посетил лекцию (вход – $5), где один гуру убеждал своих молодых последователей в том, что человеческий организм не нуждается в еде и способен получать все питательные вещества исключительно из воздуха. Этот гуру зарабатывал на своих лекциях тысячи долларов до тех пор, пока голодные ученики не поймали его за поеданием мексиканского буррито! Когда даже бег трусцой, танец живота и секс называют в Калифорнии духовными занятиями, все серьезные и вдумчивые люди, которым не чужды проклятые вопросы Достоевского и рекомендованное Джефферсоном разностороннее образование, вынуждены очень осторожно использовать слово «духовный» и часто брать его в кавычки. Вместо него автору пришлось использовать в своих лекциях слово «пневматический» (от греч. πνεῦμα – дух).

Психологическую атмосферу в Калифорнии, особенно отчетливо проявляющуюся у подножья горы Шаста, лучше всего можно охарактеризовать словом «эйфория» (греч. εὐφορία способность нести легко – от εὖ хорошо + φέρω нести). Но ведь эйфория – состояние искусственное, неустойчивое и ненадежное, особенно на фоне простой повседневной жизни или грубого материализма академической науки. Например, повсеместная эйфория в российском обществе сразу после падения Железного занавеса явно предвещала скорый приход тяжелых времен, которые не замедлили наступить. Гора Шаста больше не может быть просто потухшим вулканом, воплощающим грозные силы падшей природы или ее романтическую красоту – нет, теперь она должна символизировать что-то гораздо более великое, потустороннее, нематериальное, в общем, «духовное», даже если это совершенно не соответствует действительности.

Разумеется, духовные поклонники горы Шаста имеют защищенное конституцией право не только верить во что угодно, но и публиковать книги, читать лекции, организовывать конференции, основывать новые религии, совершать религиозные ритуалы, торговать своими учениями, транслировать послания от Иисуса, Девы Марии и других Вознесенных Владык и т. п. Но бесчисленные местные верования часто фундаментально противоречат друг другу, и с точки зрения любого здравомыслящего человека одни из этих верований должны быть истинными, а другие ложными. По мнению автора, такой космологический либерализм, при котором разнообразие несовместимых мировоззрений считается прогрессивным и демократичным, свидетельствует о величайшей наивности и никак не может считаться серьезной интеллектуальной позицией. Ведь такой взгляд означает, что Истина и стремление к ней не имеют никакого смысла, а иллюзии или фантазии неотличимы от фактов.

Среди улыбчивых почитателей горы Шаста не может вспыхнуть гражданская война из-за духовных разногласий, да и правительство никогда не станет навязывать им какую-нибудь духовную доктрину. И все же едва ли можно назвать серьезным и зрелым такое духовное сообщество, в котором легко и весело принимают на веру самые противоречивые мифы. Что поделать, такова нынешняя ситуация! Свобода и конституционное право на любое вероисповедание вовсе не означают, что все вероисповедания истинны, поэтому в интеллектуальной жизни американского общества наблюдается полный разброд по важнейшим вопросам человеческого существования.

Чем бы ни разрешилось такое положение дел в будущем, автор уверен, что россиянам нет никакой нужды легкомысленно принимать на веру мифологию горы Шаста и предаваться той духовной эйфории, что возникла вокруг этого вулкана.


Впервые опубликовано в газете English, №44, ноябрь 1996, с. 1; №46, декабрь 1996, с. 14.